Куратор проекта — заместитель директора Санкт-Петербургского благотворительного фонда восстановления дворцов Русского музея, Куликова Наталия Григорьевна

Гостями Международного фестиваля «Императорские сады России», который в десятый раз проводит Русский музей, всегда были воспитанники школ, интернатов, детских домов для детей с ограниченными возможностями из Санкт-Петербурга и пригородов.

Фестиваль ландшафтного дизайна представляет собой радостную картину из ярких растений, цветочных композиций и ландшафтного декора в живописном Михайловском саду. Для наших детей этот насыщенный положительными эмоциями мир стал близким и понятным. Приезжая в сад, дети с удовольствием слушали объяснения экскурсовода Русского музея. Так родилась идея проекта «Сады детей» для фестиваля «Императорские сады России» и, начиная с 2014 года, они стали уже полноправными участниками, представляя свои проекты.

Основная задача проекта — адаптация и интеграция «особых» детей в окружающем мире, вовлечение их не только в творческий процесс создания проекта, но и в реальную работу при воплощении его в саду, что, несомненно, способствует их развитию.

Концепция проекта «Сады детей» заключается в использовании ландшафтных элементов для создания особого пространства сада, доступного для восприятия его людьми с ограниченными возможностями, и для знакомства с этим трансформированным пространством обычных людей. Знакомство с другим миром позволит людям взаимно интегрироваться в него, понять друг друга, стать ближе, терпимее, отзывчивее.

Воспитанники социальных учреждений — дети и молодые люди с ограниченными возможностями, работая над проектами, поражали своей искренностью, теплотой и непосредственностью. Многое они делали своими руками. В таком активном действии и заключается их адаптация и интеграция в окружающий мир.

Социальный проект «Сады детей» свою главную задачу видит в сближении мира обычных людей с миром людей с ограниченными возможностями, в «открытии» других миров для обычных посетителей сада. Люди должны знать, что рядом с ними есть «особые люди». По-особому воспринимая мир, именно они способны показать его отдельные аспекты видения, часто скрытые от восприятия обычного человека.

Взглянув однажды на знакомый мир глазами другого, «особого» человека, невольно приходишь к мысли, что все мы по сути своей похожи, мы едины, и мы можем понять и принять друг друга, стоит только захотеть …

В 2017 году участие в фестивале принимают: воспитанники детского дома № 4 города Павловска (для детей с отставанием в умственном развитии), школы-интерната № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга для глухих детей, подопечные Центра поддержки молодых инвалидов им. епископа Малецкого, работающего под патронатом Католического благотворительного центра «Каритас Санкт-Петербург» и Психоневрологического интерната № 7.

Все проекты созданы при поддержке Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда восстановления дворцов Русского музея.

Второй год партнером всех проектов выступила организация — ресторан «Парк Джузеппе», который расположен рядом с Михайловским садом.

Школа-интернат № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга для неслышащих детей

Школа-интернат № 1 для учащихся с ограниченными возможностями по слуху Выборгского района Санкт-Петербурга, являясь старейшей в России, ведет свою историю с 1806 года, когда императрица Мария Фёдоровна, гуляя по Павловскому парку увидела идущего навстречу мальчика., сына генерала Меллера, глухого от рождения. Этот случай заставил императрицу задуматься о судьбе глухих людей в России. Был отдан приказ об организации школы для детей с нарушением слуха.

15 декабря 1806 года в крепости Бип города Павловска была открыта первая в России школа для глухих детей. Через три года школа переехала на улицу Гороховую, а в 1963 году на проспект Энгельса, где и располагается по настоящее время, продолжая и развивая традиции сурдопедагогики, заложенные Ж.Б. Жоффре, В.И. Флери и А.Ф. Остроградским.

Перед педагогами школы стоят сложнейшие задачи — с первых дней пребывания детей в школе обеспечить получение выпускниками образования, позволяющего продолжить обучение в высших учебных заведениях, лицеях, колледжах и училищах; их социальную адаптацию, их вхождение в мир слышащих, в сложный мир производственных и деловых отношений.

В настоящее время, директором школы-интерната № 1 является заслуженный учитель РФ Наталья Михайловна Крутицкая.

Проект «ТАНЦУЮЩИЙ САД»

Автор концепции проекта — Сатомский Дмитрий Станиславович, Член Союза художников России.

Воспитанники школы-интерната № 1 уже принимали участие в фестивале «Императорские сады России» в 2014 году проектом «Лабиринт-раковина», автором концепции которого был учитель рисования школы-интерната Дмитрий Станиславович Сатомский. Будучи инвалидом по слуху, он успешно работает и ведет предмет рисования для детей в школе-интернате. Мир глухих людей — это и его мир, поэтому Дмитрий Сатомский захотел сделать его понятным и для слышащих людей.

В этом году команда учеников интерната принимает участие в X юбилейном фестивале. Автором проекта «Танцующий сад» снова стал Дмитрий Сатомский.

Цель проекта — попробовать передать слышащим людям, как глухие люди воспринимают окружающий мир. Мы слышим звуки ветра — то тихие шорохи и шуршание листьев, то раскатистые звуки грома, то порывы ветра, а для них ветер воспринимается зрительно, как движение веток, клонящихся деревьев, трепетание листьев.

Идея проекта — заключить это движение в прозрачные кубы из оргстекла, которые подвешены на длинные растяжки, натянутые между деревьями. Получилась композиция, органически объединяющая все составляющие живой природы. Сильный ветер — и кубы раскачиваются, тихий — и они медленно кружатся… Внутри каждого куба подвешены рыбки, птички, цветы, выполненные в технике «Авангарда». На газоне — живые цветы и ковыль, волнующийся на ветру.

Дети на уроках рисования работали над проектом всю зиму: раскрашивали фигурки, рисовали, клеили, а сейчас гости нашего фестиваля могут погрузиться в этот другой, но близкий всем мир.

Огромную помощь в реализации проекта оказала Бабкина Дария Игоревна, заместитель директора школы-интерната по учебно-воспитательной работе и информационным технологиям. Коллектив школы-интерната № 1 — ученики и учителя — надеются, что посетителям фестиваля понравится эта необычная композиция, иллюстрирующая восприятие окружающего мира людьми с проблемами слуха.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат № 7»

Психоневрологический интернат № 7 открыт в октябре 1975 года и является стационарным учреждением, осуществляющим социальное и медицинское обслуживание граждан, имеющих хронические психические заболевания и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе и наблюдении, инвалидов I–II групп старше 18 лет, граждан пожилого возраста, нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении. Учреждение рассчитано на постоянное проживание 851 человека. Оснащено современным оборудованием, собственной прачечной, имеется автохозяйство.

Для обеспечения социальной адаптации подопечных работает библиотека, киноконцертный зал на 140 мест, есть творческие и спортивные кружки, современный тренажерный зал. Творческие и спортивные коллективы интерната отмечены грамотами и призами.

Жилой корпус расположен в зеленой зоне. На территории интерната находится настоящий лес и ухоженный сад с клумбами, рабатками, дорожками и скамейками. В зеленой, рекреационной зоне любят гулять и проводить свое время подопечные интерната. Сад стал таким ухоженным благодаря группе ребят, которые в свое время учились на профессиональных садовников, а сейчас они с удовольствием работают в парке.

Проект «Клумба „СУПРЕМАТИЗМ“»

Команда молодых людей, подопечных интерната № 7, уже во второй раз принимает участие в фестивале «Императорские сады России». Большую поддержку в работе над созданием проекта оказали сотрудники интерната — заместитель директора по социальной работе Климантова Татьяна Николаевна и руководитель кружка Калмыкова Елена Геннадиевна.

В 2016 году они создали классическую клумбу сложной конфигурации по мотивам издания 1878 года К.П. Епанчина, известного русского ландшафтного архитектора.

В этом году у команды ПНИ № 7 не менее сложная работа — создать клумбу в стиле супрематизма, которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). За образец ребята взяли картину Казимира Малевича «Супрематизм». 1928 —1929 года, создав на её основе свою версию.

Взаимодействие цвета и линий на картине создает определенное настроение у зрителей, а что, если эту работу воспроизвести в природном варианте — краски заменить живыми цветами, диагонали из узких прямоугольников, создающие напряженность, оттенить другой фактурой листьев и высотой цветов.

Плоское звучание цвета и света на картине, которая была выполнена на фанере, то есть на природном материале, превратится в объемное цветовое пространство. Игра воздуха и света поможет включить воображение и даст импульс творческому восприятию. Для усиления объема композиции будут добавлены вертикальные доминанты — хвойники.

Работа по созданию клумбы требует кропотливости, усидчивости и профессиональных навыков. Команда садовников — пациентов интерната с энтузиазмом откликнулась на выполнение сложной ландшафтной работы, а мы надеемся, что гости фестиваля оценят по достоинству работу ребят.


Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4»

Детский дом-интернат № 4 основан в 1961 году. В настоящее время в нем проживает 305 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4 до 18 лет.

В Детском доме осуществляется комплексная реабилитация детей в соответствии с индивидуальной программой. Индивидуальный реабилитационный маршрут включает в себя медицинскую, педагогическую, психологическую, трудовую, творческую, физкультурно-оздоровительную, спортивную реабилитацию и социально-правовое обеспечение. Здесь созданы комфортные условия для жизни и развития детей. В каждом корпусе оборудованы помещения для игр, отдыха, обучения. На территории множество зеленых насаждений, прогулочные дорожки, спортивные и детские площадки, досуг и обучение, экскурсии и праздничные мероприятия, которые соответствуют современным представлениям.

Воспитанники Детского дома активно участвуют в международных и российских проектах, трижды они принимали участие в фестивале «Императорские сады России» — в 2014, 2015 и 2016 годах (проекты «Морской сад», «Волшебный ковер сказок» и «Наш любимый садик»). В этом году дети подготовили проект, посвященный Павловску. Цель проекта — привлечь внимание меценатов к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья.

Партнер: музей «ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»

Царскосельская коллекция — уникальный музей современного традиционного искусства, включающий произведения ведущих мастеров живописно-пластического реализма различных школ и направлений, начиная с 1910-х гг. по настоящее время. Коллекция музея насчитывает около 5000 живописных и графических произведений.

Лицо «Царскосельской коллекции» — произведения ленинградского авангарда 1920-90-х годов: В. Стерлигова, М. Матюшина, В. Ермолаевой, Л. Юдина, П. Басманова и других, а также работы мастеров московского авангарда: В. Чекрыгина, Б. Эндера, Д. Митрохина, Т. Мавриной, Д. Дарана. Отдельную экспозицию музея составляет «Арефьевский круг» — одно из самых ранних художнических сообществ в истории ленинградского андеграунда: произведения А. Арефьева, Р. Васми, Ш. Шварца, В. Шагина, В. Громова.

Музей проводит активную выставочную деятельность в России и за рубежом. Уже несколько лет, как музей активно сотрудничает с детским домом № 4. Художники проводят уроки рисования для детей. устраивают выставки работ ребят. Творческая работа несомненно является арт терапией для воспитанников детского дома и приносит им большую пользу .

Руководит музеем художник Некрасов Александр Михайлович, благодаря инициативе которого было организованно творческое содружество с детским домом № 4.

Проект «МЫ ЛЮБИМ ПАВЛОВСК»

Авторы проекта: Лавров Владислав Викторович, художник;

Методическое объединение педагогов-психологов ДДИ № 4

Наши дети, которые живут в доме-интернате № 4 г. Павловск — особые дети, у каждого свои проблемы: сложно передвигаться, говорить, тяжелые диагнозы. Все это так, но самое главное, дети полны энтузиазма. Они хотят делать что-то новое, участвовать в различных программах, конкурсах, фестивалях. Детский дом имеет большую зеленую территорию, есть площадки для игры, для занятий спортом и цветочные клумбы. Дети с удовольствием ухаживают за своим садиком.

Большую работу с детьми проводит старший методист Лариса Владимировна Капустянская. Благодаря ее энтузиазму, дети уже в четвертый раз принимают участие в фестивале " Императорские сады России«.

В этом году ребята и их воспитатели поставили перед собой грандиозную задачу, нарисовать на холсте сады Павловска, где они живут. Воспитанники детского дома всю зиму и весну трудились над этой картиной, которая впечатляет своими размерами и трогательным восприятием мира. Помогали им в этой творческой работе художники из музея «Царскосельские коллекции».

Холст размером 2×3 м расписан детьми акриловыми красками и на растяжках со специальными креплениями будет натянут между деревьями в саду. Небольшая рабатка из цветущих растений дополнит композицию.


Центр поддержки молодых инвалидов им. Епископа Малецкого

В Санкт-Петербурге уже более 20 лет существует Католический благотворительный центр «Каритас Санкт-Петербург». Задачей организации является помощь людям с ограниченными возможностями, социальная адаптация детей с трудной судьбой. Общество «Каритас» объединяет многочисленные общественные организации по оказанию помощи инвалидам. Одной из таких организаций является Центр поддержки молодых инвалидов им. епископа Малецкого, которым руководит Ольга Валерьевна Максименко.

В Центре мы помогаем молодым и взрослым людям с ограниченными возможностями постепенно входить во взрослую и самостоятельную жизнь без постоянной опеки родственников.

Для инвалидов в возрасте от 18 лет с нарушением умственного и физического развития работает Центр дневного пребывания, где подопечные центра учатся самостоятельно обслуживать себя — ориентироваться в городе, пользоваться общественным транспортом, делать покупки в магазинах и многое другое.

Для них проводятся занятия в творческих мастерских, где ребята вышивают, собирают сувениры из бисера, изготавливают свечи, делают открытки; организуются театральные, музыкальные, танцевальные и спортивные занятия.

В Центре работает Клуб выходного дня для 40 молодых людей с интеллектуальной недостаточностью и их родителей. Для родителей есть возможность общения и обмена опытом. Для ребят организуются различные культурные мероприятия, мастер классы в творческих мастерских.

Занятия проводят специалисты психологи и дефектологи, добровольцы из Германии и родители наших подопечных.

Проект «ТОТАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ»

Авторы проекта — Мария Пагольская и Эгле Шежините.

Композиция, созданная воспитанниками Центра, отражает интерьер кухни 60-х годов прошлого века. Привычные предметы — плита, стол, стулья расписаны в стиле «авангард» и дополнены кухонной утварью разного рода.

Вся посуда, которая соберется на этой веселой и яркой кухне, играет роль кашпо для цветов и трав: из чайника растут цветы, а из духовки выглядывает пирог из мха и лишайников.

Инсталляция призывает задуматься о том, как далеко мы ушли от Природы, забыв о своих первоначальных истоках, о том, что мир прекрасен и не нужно смотреть на него только с точки зрения потребителя.

В процессе работы над проектом посетители Центра не только расписывают объекты композиции, но и проводят эксперименты по выращиванию растений, знакомясь с окружающим миром. Совмещая на практике процесс познания мира с его творческим преобразованием, мы приходим к более глубокому пониманию мира и своего места в нем. Мы смотрим на мир открытыми глазами ребенка и ждем от него чудес, преображающих нашу повседневную жизнь.



Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга»

История возникновения Центра началась в 2007 году. На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 года № 914 о реорганизации Санкт-Петербургского государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Кронштадтского района Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» выделилось из его состава и стало самостоятельным учреждением.

10 сентября 2007 года директором Центра была назначена Сапронова Елена Тимофеевна.

Торжественное открытие состоялось в международный день инвалида 03 декабря 2007 года, с тех пор в этот день Центр отмечает свой день рождения. А с 1 января 2008 года сплоченная команда сотрудников приступила к работе.

11 апреля 2016 года учреждение переименовано в Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга».

Цель работы Центра: осуществление мероприятий по социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, направленных на полное или частичное восстановление их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.

На сегодняшний день в Центре работают десять отделений.

Одно из десяти отделений — это социально-трудовое отделение для людей с нарушением интеллекта. На отделении проводятся мероприятия, направленные на развитие навыков социального поведения и расширения кругозора людей с нарушением интеллекта и физическими нарушениями.

Функционируют мастерские: «Домоводство», «Творческая мастерская» и «Бисероплетение». Сотрудники и клиенты отделения активно участвуют в различных районных и городских фестивалях и конкурсах.

И на базе этого отделения силами сотрудников и клиентов реализуется проект «Поверь в мечту и в путь!» для участия в Х Фестивале «Императорские сады России — 2017».

Руководитель проекта — Крылосова Ирина Александровна, заведующий социально-трудовым отделением для людей с нарушением интеллекта

Создатели проекта:

— Пилипчук Ольга Леонидовна, инструктор по труду Творческой мастерской;

— Романова Марина Владимировна, специалист по социальной работе мастерской «Бисероплетение»;

— Улиткина Галина Андреевна, специалист по социальной работе мастерской «Домоводство»;

— клиенты Центра.

Проект «ПОВЕРЬ В МЕЧТУ»

«Алогическое сопоставление двух форм

— „корова и скрипка“

— как момент борьбы с логизмом,

естественностью, мещанским смыслом

и предрассудками»

К. Малевич

Прекрасный цветущий остров среди голубых волн.

Но как бы ни был прекрасен остров, на котором живешь, всегда нужно мечтать и стремиться узнавать новое, изменять мир вокруг себя, стремиться к своей мечте.

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен писал: «Путешествовать — значит жить!»

Пусть сказка путешествий всегда будет с нами!

Впереди простор моря и неба … Впереди мечта и надежда…

Поверь в мечту и в путь!

Государственное казенное образовательное учреждение Ленинградской области Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы

Школа-интернат образована в 1950 году и расположена в деревне Юкки Всеволожского района Ленинградской области.

В школе обучаются слабослышащие и глухие дети из разных, часто удаленных, районов Ленинградской области, со сложной структурой дефекта, не имеющие возможности самостоятельно бывать в музеях города Санкт-Петербурга.

В школе созданы все условия для творческого развития детей: это спортивные и творческие кружки и секции, мастер-классы; реализуются адаптированные образовательные программы.

В 2012 году с посещения выставки «Звучащее вещество» начались постоянные встречи учащихся школы с русским искусством на экспозиции музея и в центре творческого общения отдела социокультурных коммуникаций.

Отдел социокультурных коммуникаций Русского музея занимается организацией в музее доступной культурно-просветительской среды для людей с ограниченными возможностями.

Особое внимание уделяется разработке и осуществлению специальных содержательных проектов и программ, адресованных инвалидам разного возраста, а также детям, подросткам и молодым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и из групп риска.

Специалисты-психологи совместно с искусствоведами и художниками проводят работу, направленную на развитие социально-адаптивных функций личности ребенка-инвалида средствами изобразительного искусства, знакомят детей с коллекцией музея по адаптированным программам, разработанным с учетом психологического состояния каждой группы.

Ежегодно отдел социокультурных коммуникаций принимает более 3000 инвалидов разного возраста и состояния здоровья.

Проект «ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

В результате участия глухих и слабослышащих детей в арт-терапевтических занятиях и в социокультурных проектах Русского музея дети учатся понимать и анализировать изобразительное искусство. Подобные занятия дают ребятам возможность разбудить собственные творческие силы, повысить личную самооценку. Полученные в результате занятий новые знания и навыки можно назвать «плодами просвещения».

Когда ребятам предложили принять участие в фестивале «Императорские сады России», они с радостью согласились. Для них были организованы специальные занятия на экспозиции музея, где вместе со своими педагогами они познакомились с творчеством Казимира Малевича, Павла Филонова и других художников-авангардистов и почувствовали большой интерес к новым формам в изобразительном искусстве.

Яблоневый сад, окружающий школу, подсказал ребятам идею их будущего проекта. Авторы проекта провели параллели между личностным ростом человека и жизненным циклом яблоневого дерева, приносящего плоды. Знания о мире и об искусстве вызревают столь же неспешно, как яблоки в саду. Кроме того, яблоко, как и дерево, являются древними символами знаний.

Композиция представляет собой дерево с лежащими вокруг большими яблоками, на которых ребята создали свои рисунки на тему произведений из собрания Русского музея. Два яблока оставлены чистыми для тех, кто захочет присоединиться к проекту и выразить собственные чувства и мысли в рисунках.

Жук Ирина

E-mail: info@irinazhuk.com

www.irinazhuk.com

Жук Ирина — архитектор, эксперт в области доступной среды и универсального дизайна в России. Основатель компании TOUCH PROJECT.

Победитель конкурсов и международных фестивалей по разработке проектов доступной среды для людей с инвалидностью и без.

Участник Международных фестивалей ландшафтного искусства «Императорские сады России-2016» (Санкт-Петербург, Русский музей), «Moscow Flowers Show» (Москва) и «Воронеж-сад» (Воронеж), а также российских, международных конференций и форумов. Автор сенсорных проектов для общественных пространств и ресурсных центров

Компания «TOUCH PROJECT» (Москва)

www.touchproject.ru

Компания «TOUCH PROJECT» является российским разработчиком сенсорных и инклюзивных пространств для людей с инвалидностью и без и оказывает комплексные услуги по их внедрению в городскую среду.

Компания развивает социальное направление, формирующее инклюзивную культуру в современном обществе и помогающее психофизической и социальной адаптации детей и взрослых с инвалидностью и без, создает возможность оздоровления и сенсорной разгрузки в условиях города.

Партнер: Гончарная мастерская «ЖЮЛЬ И ВЕРН» (Москва)

www.julivern.ru

Мастерская «Жюль и Верн» существует уже более четырех лет. Наши преподаватели — профессиональные керамисты, художники, дизайнеры, за плечами которых многолетний опыт преподавания. В мастерскую может прийти любой желающий, занятия подходят как для начинающих (с нуля), так и для тех, кто уже обладает определенными умениями, и хотел бы развиваться дальше. В мастерской также есть возможность работать самостоятельно в пространстве для коворкинга.

Проект «„СЕНСОРНЫЕ ОАЗИСЫ“ в городе»

«Сенсорные оазисы» — это социальный проект сенсорных городских пространств, развивающих не только наши основные чувства, но и помогающих психофизической и социальной адаптации детей и взрослых с инвалидностью и без.

Цель проекта — создать в городской среде дружелюбные и качественные пространства для всех, обеспечив возможность оздоровления людей в условиях города с учетом особенностей каждого человека.

Сенсорные оазисы устроены так, чтобы активизировать организм посредством наших чувств, развивать сенситивность человека, коммуникативные навыки и формировать целостную картину мира.

Проект особенно актуален для незрячих и слабовидящих детей и взрослых разных возрастов для тренировки моторики, изучения искусства и социальной адаптации в общественных пространствах.

Композиция сенсорного оазиса состоит из нескольких арт-объектов в виде декоративных домиков, размером сомасштабным росту взрослого человека и ребенка. Эти объекты частично или полностью облицованы различными тактильными материалами и окрашены в яркие цвета.

Созданный арт-объект является пространством сенсорной разгрузки и отвечает принципам универсального дизайна.

Школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Школа № 432 — Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные образовательные программы для детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями. Главная задача школы — обучение, воспитание, коррекция психофизического развития, социальная адаптация и профессиональная реабилитация. В школе созданы все условия, обеспечивающие помощь и защиту детям с ограниченными возможностями здоровья.

Приобретенные ребятами знания в будущем помогут решить задачу экологического образования — воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.

Проект «ПОДАРИМ ПТИЧКЕ ДОМИК»

Авторы проекта: Раскин Сергей Владимирович, Оненко Лариса Алексеевна, Мокин Юрий Владимирович

В рамках проекта представлено несколько видов скворечников для птиц, изготовленных ребятами на занятиях. Принимая решение об участии в фестивале, мы руководствовались не только проблемой экологического воспитания детей, но и главной задачей коррекционной педагогики — социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Материалом для изготовления скворечников являются деревянные отходы: спиленные деревья, предназначенные для сжигания, а также обрезки досок.

Для оформления экспозиции со скворечниками использовали абстрактные формы птичек, цветов и деревьев, которые ребята изготовили на уроках технологии из обрезков фанеры и расписали на уроке изобразительного искусства в стиле авангард.